Поделитесь статьей:

В сегодняшнем небольшом сочинении собрано всего по чуть-чуть о кошках. Тут и суеверия и приметы,  и немного истории на закуску.

Каждому ясно, что на душе скребут не те кошки, в которых карабкаются на столб электрики, и не те, которыми достают из колодца упавшее туда ведро. На душе скребут обыкновенные домашние пушистые любимцы. Да что там душа – кошки столь могучи, что добрались и до облаков, куда душа, как известно, попадает лишь изредка. Во время грозы, например, надо обязательно выкинуть черного кота из дома, а то он притянет к себе молнию. А если черный котище дорогу перебежит, то может стрястись и такое, что потом и не вышептать. Ни в коем случае нельзя возить кошку на лошади, потому что лошадь вскоре падёт. Ужасен и кошачий чих – он вызывает зубную боль у присутствующих. Правда, от зубной боли можно избавиться, если своевременно вежливо сказать кошке «здравствуй». Кошачий чих способен и на хорошие дела: если его услышит невеста в день свадьбы, ей обеспечена безоблачная семейная жизнь.

Стоит переметить кота из страны в страну, как его свойства кардинальным образом изменяются. Если у нас в России встреча с черной кошкой предвещала явно что-то нехорошее, то в Англии, наоборот, это сулило удачу. Способностью осчастливливать наделены и скромные кошачьи хвосты. Например, хвост чёрного кота вылечивает ячмень на глазу, стоит приложить его к веку. Но не забывайте: хвост хвосту – рознь. И для лечения бородавок чёрный хвост явно не пригоден, от бородавок спасает только хвост трехцветной кошки. И никак иначе!



Но давайте ближе к истории. Как это не странно, Европа с кошкой познакомилась относительно недавно: древние греки и римляне крайне редко и без особого энтузиазма. В Америку она попала с испанскими переселенцами. (Еще одна примета – кошка на корабле, значит и бури не страшны.) Родоначальники нынешнего 600-миллионного народа домашних мурлык (дикие кошки не считаются) жили в Нубии, на территории теперешнего Судана и Сомали. Полагают, что отсюда кошки и начали завоевание наших домов. На другом конце планеты древние кошки тоже покоряли людей. Сингапур, Таиланд, Бирма – там кошки с древнейших времён не только вошли в дом человека но и были им там оказаны божественные почести.
Так или иначе, но все же считают не без оснований, будто в древности домашняя кошка была священной в Египте. Ей там жилось припеваючи. Египтяне обращались с ней как с божеством. Они верили, будто душа женщины после смерти прячется в теле кошки. И как же иначе – кошка животное чистоплотное, любящее порядок. Она не терпит, чтобы мыши бегали по дому. Египтяне уступали дорогу пушистым созданиям, при пожаре выносили сначала кошек, а потом уже имущество. Даже за случайное лишение жизни этого четвероногого каралось смертью. И естественная смерть кошек была великим горем. Все семейство погружалось в траур, люди в знак величайшей скорби сбривали себе брови. Кошку мумифицировали и с почетом хоронили в гробнице. Кстати, для справки. В одном из крупнейших захоронений древнего Египта было обнаружено 300000 мумий кошек в одной только гробнице.

Преклонения перед кошками  сыграло с древними Египтянами недобрую шутку. «Персидский царь Камбиз пошел войной на фараона Псаманнита. Войска встретились в 525 г. до Р.Х. … Египтяне бились геройски и ход сражения никак не мог переломиться. Тогда персы пошли на хитрость. Передовые ряды персидского войска добыли себе местных кошек и посадили себе на щиты. (не знаю, правда, каким образом персы ухитрялись удерживать кошек на щитах и одновременно сражаться). Из боязни, как бы случайно не убить кошку, египтяне не отважились более посылать свои меткие стрелы и копья в ряды персов. Сражение кончилось полнейшим поражением египтян» (Мартин Ф. Три царства природы.)

Позднее как то тихо и незаметно кошка проникла и в Европу. Но вот наступил средневековый мрак. И в Европе для кошек, и не только для черных, настали черные дни. Инквизиция объявила их дьявольским отродьем и пособниками ведьм. А так как они в грехе не сознавались, их сжигали, топили, сбрасывали с высоких башен. Например, во Фландрии сотни лет действовал закон о кошачьей среде: раз в год, в эту злосчастную среду, городских кошек следовало изловить и сбросить с башни.

Справедливости ради стоит отметить, что тут же, в средневековье, люди сполна поплатились за такое обхождение с кошками. Так как котов оставалось с каждым днем всё меньше, крысы, и прочие грызуны не были ограничены в размножении и распространении. Крысы принесли на себе блох с бубонной чумой. Чем это кончилось – всем известно.

Ну а откуда взялось само слово «кошка»? Здесь нужно обратиться к рассуждениям филолога А. Долгопольского. Он пишет, будто египетское кошачье имя переводится на русский весьма недвусмысленно – «мяу». Имя отразилось в названии породы – Египетская Мау. К европейскому наименованию домашнего зверька отношения египтяне вроде бы не имеют. А вот древние берберы, проживавшие на севере Африки, словом «кат» называли дикого кота. Это имя закрепилось за домашней кошкой и вошло в лексикон римлян. Римляне и греки передали название и самих котов другим народам Европы.

Но вот какая закавыка: «кот» и «кошка» – слова мало похожие. Почему именно «кошка», а не «котиха» или как-нибудь еще? Думают, будто уменьшительно-ласкательное слово «кошка» (древние славяне говорили «котька») родилось в детских разговорах. И еще одна потребность: происхождение слова «котенок» не очень-то крепко связано со словом «окотиться». Ибо окотиться может и львица, и коза, и крольчиха.


Понравилась статья? Поделитесь:

оцените статью: так себечитать можновполне неплохохорошоотлично!
Загрузка...

2 Комментарии

Ответить