Кошачьи суеверия и немного истории

В этом материале собрано всего по чуть-чуть о кошках. Тут и суеверия, и приметы, и немного истории на закуску.


Каждому ясно, что на душе скребут не те кошки, в которых карабкаются на столб электрики, и не те, которыми достают из колодца упавшее туда ведро. На душе скребут обыкновенные домашние пушистые любимцы.

Да что там душа – кошки столь могучи, что добрались и до облаков, куда душа, как известно, попадает лишь изредка. Во время грозы, например, надо обязательно выкинуть черного кота из дома, а то он притянет к себе молнию. А если черный котище дорогу перебежит, то может стрястись и такое, чего потом и не вышептать. Ни в коем случае нельзя возить кошку на лошади, потому что лошадь вскоре падёт.

Ужасен и кошачий чих – он вызывает зубную боль у присутствующих. Правда, от зубной боли можно избавиться, если своевременно вежливо сказать кошке «здравствуй». Кошачий чих способен и на хорошие дела: если его услышит невеста в день свадьбы, ей обеспечена безоблачная семейная жизнь.

Стоит переместить кота из страны в страну, как его свойства кардинальным образом изменяются. Если у нас в России встреча с черной кошкой предвещает явно что-то нехорошее, то в Англии, наоборот, это сулит удачу.

Способностью осчастливливать наделены и скромные кошачьи хвосты. Например, хвост чёрного кота излечивает ячмень на глазу, стоит приложить его к веку. Но не забывайте: хвост хвосту – рознь. Для лечения бородавок чёрный хвост явно не пригоден, от них спасает только хвост трехцветной кошки. И никак иначе!

Но давайте ближе к истории. Как это не странно, Европа с кошкой познакомилась относительно недавно: древние греки и римляне впускали в дом это животное крайне редко и без особого энтузиазма. В Америку она попала с испанскими переселенцами. (Еще одна примета – кошка на корабле, значит и бури не страшны.)

Родоначальники нынешнего 600-миллионного народа домашних мурлык (дикие кошки не считаются) жили в Нубии, на территории теперешнего Судана и Сомали. Полагают, что отсюда кошки и начали завоевание наших домов. На другом конце планеты древние кошки тоже покоряли людей. Сингапур, Таиланд, Бирма – там с древнейших времён кошек не только впустили в дом, но и воздавали им божественные почести.

В Древнем Египте кошка была священным животным.

Так или иначе, но отнюдь не без оснований считают, что в древности домашняя кошка была священной и в Египте. Ей там жилось припеваючи. Египтяне обращались с ней как с божеством. Они верили, будто душа женщины после смерти прячется в теле кошки. И как же иначе: кошка – животное чистоплотное, любящее порядок. Она не терпит, чтобы мыши бегали по дому.

Египтяне уступали дорогу пушистым созданиям, при пожаре выносили сначала кошек, а потом уже имущество. Карали смертью даже за случайное лишение жизни этого четвероногого. И естественная смерть кошек была великим горем. Все семейство погружалось в траур, люди в знак величайшей скорби сбривали себе брови. Кошку мумифицировали и с почетом хоронили в гробнице.

Кстати, для справки. В одном из крупнейших захоронений Древнего Египта было обнаружено 300000 мумий кошек в одной только гробнице.

Преклонение перед кошками сыграло с древними египтянами недобрую шутку: «Персидский царь Камбиз пошел войной на фараона Псаманнита. Войска встретились в 525 г. до Р. Х. … Египтяне бились геройски, и ход сражения никак не мог переломиться. Тогда персы пошли на хитрость. Передовые ряды персидского войска добыли местных кошек и посадили себе на щиты. (Не знаю, правда, каким образом персы ухитрялись удерживать кошек на щитах и одновременно сражаться.) Из боязни, как бы случайно не убить кошку, египтяне не отважились более посылать свои меткие стрелы и копья в ряды персов. Сражение кончилось полнейшим поражением египтян». (Мартин Ф. Три царства природы.)

Позднее как-то тихо и незаметно кошка проникла и в Европу. Но вот наступил средневековый мрак. И в Европе для кошек, и не только для черных, настали черные дни. Инквизиция объявила их дьявольским отродьем и пособниками ведьм. А так как они в грехе не сознавались, их сжигали, топили, сбрасывали с высоких башен. Например, во Фландрии сотни лет действовал закон о кошачьей среде: раз в год в эту злосчастную среду городских кошек следовало изловить и сбросить с башни.

Справедливости ради стоит отметить, что тут же, в средневековье, люди сполна поплатились за такое обхождение с кошками. Так как котов оставалось с каждым днем всё меньше, крысы и прочие грызуны не были ограничены в размножении и распространении. Крысы принесли на себе блох с бубонной чумой. Чем это кончилось – всем известно.

Ну а откуда взялось само слово «кошка»? Здесь нужно обратиться к рассуждениям филолога А. Долгопольского. Он пишет, будто египетское кошачье имя переводится на русский весьма недвусмысленно – «мяу». Имя отразилось в названии породы – Египетская Мау. К европейскому наименованию домашнего зверька отношения египтяне вроде бы не имеют. А вот древние берберы, проживавшие на севере Африки, словом «кат» называли дикого кота. Это имя закрепилось за домашней кошкой и вошло в лексикон римлян. Римляне и греки передали название и самих котов другим народам Европы.

Но вот какая закавыка: «кот» и «кошка» – слова мало похожие. Почему именно «кошка», а не «котиха» или как-нибудь еще? Думают, будто уменьшительно-ласкательное слово «кошка» (древние славяне говорили «котька») родилось в детских разговорах. И еще одна странность: происхождение слова «котенок» не очень-то крепко связано со словом «окотиться». Ибо окотиться может и львица, и коза, и крольчиха.


Комментарии: 2

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *